Рубрики: Стихи
]]>
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят тем
Мирам, что заблудились в темноте.
Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают в Высшие Миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
Они уходят не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет тушь:
Актеры, музыканты и поэты -
Целители уставших наших душ.
В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают
И в песнях и в стихах своих живут.
А может быть, сегодня или завтра
Уйду и я таинственным гонцом
Туда, куда ушел, ушел от нас внезапно
Поэт и композитор Виктор Цой.
Игорь Тальков родился 4 ноября 1956 года в деревне Грицовка (ныне - город Щекино) Тульской области.
Родители Игоря познакомились в лагере для политических заключенных, куда попали в годы сталинских репрессий. В тюрьме родился брат Игоря - Владимир.
После освобождения семья Тальковых поселилась в Грицовке, т.к. "врагам народа" жить в Москве запрещали. Отец не хотел, чтобы Игорь знал лагерное прошлое семьи, и только после его смерти Игорь узнал от матери историю их жизни. Однако, как вспоминал сам, это "не ожесточило, а лишь подхлестнуло желание знать истинную историю страны и определить свою позицию".
Музыкальный талант Игоря зародился еще в детстве. Мать часто пела ему песни, когда укладывала спать, и Игорь не просто слушал их, а переживал. Если песня была грустной, то на его лице отражалась печаль, а при веселой песне он радостно хлопал в ладоши и смеялся. Отец Игоря играл на баяне. Да и сами братья нередко устраивали "концерты" на кастрюлях.
Такое музыкальное детство не могло не оставить след в жизни Игоря Талькова. Музыкой он стал увлекаться в школе. Игорь самостоятельно научился играть на пианино, что стало большим сюрпризом для родителей. После этого мать отдала его в музыкальную школу. Талант Игоря проявился моментально. Все мелодии он схватывал буквально на лету. Учитель играл произведение, а несколько минут спустя Игорь воспроизводил его на слух. Но нотной грамоты он так и не выучил, о чем потом жалел - все равно учить ее пришлось, тратя при этом драгоценное время. Так что музыкальную школу Игорь закончил с натянутой тройкой по сольфеджио.
Однако Игорь вовсе не собирался стать профессиональным музыкантом. Его больше привлекал театр, творчество Достоевского, герои произведений этого великого русского писателя и, особенно, мечта сыграть когда-нибудь роль Раскольникова… По окончанию школы Игорь попытался поступить в театральное училище. Попытка эта оказалась неудачной, и Игорь, чтобы избежать армии, по совету друга стал студентом физического факультета Московского пединститута. Но тяги к точным наукам у него не было - Игорь был гуманитарием, поэтому, промаявшись семестр, пошел в армию.
Именно в армии наступил переломный момент в его жизни. К тому времени он уже играл на гитаре - научил брат, и пел.
Про пение следует сказать отдельно. В детстве Игорь сорвал голос и поэтому разговаривал с хрипотцой, а при попытке петь, горло издавало сип. Но решив стать певцом, он обратился к специалисту, а затем стал разрабатывать голос самостоятельно: делал специальную дыхательную гимнастику и полоскал горло. Результат оправдал все мучения: голос был поставлен.
Итак, именно армия для Игоря Талькова стала поворотом, направившим его жизнь в другое русло. Игорь считал, что армия - это маленькая модель государства. Видя развал армии, он понимал, что то же самое происходит с его страной, с любимой страной - Россией.
В армии Игорь, как и в школе, поет и играет в ансамбле, созданным им самим. Здесь он пробует петь свои произведения, которые встречают резкую критику окружающих.
С 1976 года Игорь твердо выбирает путь музыканта и начинает работать на профессиональной эстраде. Путь этот оказался довольно тернист - начиная от работы в ресторане и кончая участием в разных группах, где в качестве клавишника, ударника или бас-гитариста Игорь Тальков ездил с гастролями по стране. Однако это не значит, что он не писал собственных песен. Писал, и довольно много. И почти все они были остросоциальными и имели прочную основу.
Желая лучше разобраться в том, что происходило в стране, Игорь углубленно изучал историю России. В редкие минуты свободного времени он постоянно читал книги по истории, документы, среди которых было много запрещенного. Читал и что-то отмечал в своем блокноте. Все это накпливалось в уме, сердце и душе Игоря, осмысливалось, оценивалось, а затем, спустя время, выплескивалось на бумагу. И рождалась новая песня. Так родилось и гениальное произведение Игоря Талькова "Россия". Он написал ее за две минуты после бессонной ночи, ни разу не исправив ни одной строки.
Россия |
||
Листая старую тетрадь Растрелянного генерала, Я тщетно силился понять, Как ты смогла себя отдать На растерзание вандалам. Из мрачной глубины веков Ты поднималась исполином, Твой Петербург мирил врагов Высокой доблестью полков В век золотой Екатерины. Россия... Священной музыкой времен Над златоглавою Москвою Струился колокольный звон, Но, даже самый тихий, он Кому-то не давал покоя . А золотые купола Кому-то черный глаз слепили: Ты раздражала силы зла И, видно, так их доняла, Что ослепить тебя решили. Россия... |
Разверзглись с треском небеса, |
Но петь свои социальные песни не было никакой возможности. И все же Игорь Тальков не собирался опускать руки. В 1986 году он работает в группе "Электроклуб", созданной композитором Давидом Тухмановым, в качестве аранжировщика и солиста. И вот настал звездный час - песня "Чистые пруды", исполненная Игорем принесла ему известность в стране как певцу. Казалось, наконец пришла популярность, заработанная долгими годами труда, и можно спокойно и с успехом продолжать в том же духе. "Чистые пруды" проникли в души людей, и предложения о работе в качестве лирического певца посыпались, как из рога изобилия. Но Игорь Тальков писал свои песни, и большинство из них были совсем не похожи на "Чистые пруды". Давно хотелось сказать то, что накоплено в душе.
Уйдя из "Электроклуба", Игорю удалось создать собственную группу "Спасательный круг". С ней он стал гастролировать по стране, исполняя свои социальные песни. Наконец, спустя столько лет, Игорь добился того, о чем давно мечтал, - петь свои песни со своей группой и видеть живой отклик зрителей на них, ведь песни явились настоящим открытием для людей.
Но дорога на телевидение и радио по-прежнему оставалась закрытой для социального Игоря Талькова. И только в 1989 году создатель и ведущий телепрограммы "До и после полуночи" Владимир Молчанов на свой страх и риск включил видиоклип "России" в свою передачу. Результат превзошел все ожидания: люди звонили на программу и сквозь слезы говорили: "Спасибо!". Россия сделала настоящий прорыв и в гласности, и в сознании людей, которые ее услышали. Даже самые закоренелые консерваторы не осмелились против нее выступить.
Также сбылась отчасти и другая мечта Игоря Талькова - он был приглашен на главную роль в фильме "Князь Серебряный" (в последствии переименованный в "Царь Иван Грозный"). После утверждения на роль Игорь был на седьмом небе, ведь тема романа А.К. Толстого "Князь Серебримый" - борьба Добра с силами Зла, была очень ему близка. Да и весь роман пронизан глубоким и истинным чувством патриотизма. Но фильм разочаровал Игоря Талькова - его сценарий лишь отдаленно напоминал роман Толстого, а сам экранный князь Серебряный получался пародией на настоящего князя. Параллельно съемкам в фильме "Князь Серебряный" Игорь работал на картине "За последней чертой" и, играя отрицательный персонаж (главаря банды рэкетиров), получал больше положительных эмоций, чем от положительного князя.
С фильмом "За последней чертой" связан удивительный факт. По сценарию главный герой в конце врывается на бандитскую "малину" и убивает всех, кто там находился, включая и главаря (Игоря Талькова). Съемки этого эпизода закончились 6 октября 1990 г., а ровно через год день в день 6 октября 1990 г. Игорь Тальков был убит на самом деле. Это произошло за кулисами во время концерта в Санкт-Петербурге в СК "Юбилейный".
И еще одна легенда ходит о смерти Игоря Талькова. Оказывается, он знал (или только предполагал?) о том, как умрет. Однажды в самолете, в котором Игорь летел со своей группой на гастроли, произошли какие-то неполадки. Многие запаниковали, а Игорь сказал: "Успокойтесь. Я умру не сейчас. Я умру при большом стечении народа, и убийца никогда не будет найден". Пророчество сбылось. Убийца до сих пор не установлен.
У Игоря остались жена и сын. И еще неоконченная книга "Монолог", несыгранные роли, ненаписанные стихи и неспетые песни…
Похороны Игоря Талькова состоялись 9 октября 1991 г. в Москве на Ваганьковском кладбище. Брат Игоря Владимир Тальков сказал над могилой: "Вся его жизнь проходила на моих глазах. Я видел, что это был постоянный бой. И в этом бою он погиб".
Я вернусь |
||
Я мечтаю вернуться с войны, На которой родился и рос, На руинах нищей страны Под дождями из слез. Но не предан земле тиран, Объявивший войну стране, И не видно конца и края Этой войне. Я пророчить не берусь, Но точно знаю что вернусь, Пусть даже через сто веков, В страну не дураков, А гениев. И поверженный в бою, Я воскресну и спою На первом дне рождения Страны, Вернувшейся с войны. |
А когда затихают бои, На привале а не в строю Я о мире и о любви Сочиняю и пою. Облегченно вздыхают враги, А друзья говорят: "Устал..." Ошибаются и те и другие: Это - привал. Я завтра снова в бой сорвусь, Но точно знаю что вернусь, Пусть даже через сто веков, В страну не дураков, А гениев. И поверженный в бою, Я воскресну и спою На первом дне рождения Страны, Вернувшейся с войны. |
]]>
Русская линия | Сергей Учанейшвили | 6.10.2006 |
]]>
Музей Игоря Талькова находится в Москве по адресу:
Адрес: Москва, Черниговский пер., д.9/13
Метро: Третьяковская, Новокузнецкая
Телефон: (095) 951-26-31
Факс: (095) 951-29-51
Вход - свободный
Часы работы:
Вторник - Суббота с 12:00 до 18:00
Воскресенье с 12:00 до 17:00
Понедельник - Выходной
]]>
|
Теперь день рождения поэта и певца Игоря Талькова каждый год будет праздновать вся страна! Этот день объявлен нерабочим днем. Значит, можно будет пойти в храм, поставить свечку и заказать панихиду по убиенному Игорю. Дело в том, что Игорь родился 4 ноября 1956 года, в день Казанской иконы Божией Матери, который теперь объявлен Днем народного единства. Конечно, это не случайное совпадение.
Война
Видимо, мы вновь находимся на каком-то серьезном переломе нашей личной и общей судьбы. И песни убиенного на глазах всей страны во Дворце спорта «Юбилейный» в Санкт-Петербурге барда Игоря Талькова не только не устарели, а словно он написал их только что. В Кремлевском Дворце съездов в Москве в 2001 году (к десятилетию со дня его гибели в Санкт-Петербурге 6 октября 1991 года) прошел большой концерт памяти Игоря Талькова. Создаются новые клубы имени Талькова. В Самаре Клуб патриотической песни имени Игоря Талькова возник в 2001 году и уже провел четыре Всероссийских фестиваля памяти Игоря Талькова в Самаре и Тольятти. Клубы Игоря Талькова действуют в Санкт-Петербурге, в Москве, других городах.
«Идет война, идет гражданская война. Восьмой десяток лет идет гражданская война». Мы очень изменились за эти 14 лет после него, многое узнали и поняли, но поняли ли то, что Тальков понял раньше многих, всем нам пел, кричал со сцены? Девятый десяток лет великая страна на краю гибели. А большинство русских до сих пор не хочет этого понять, мы озабочены собственным устройством на этой войне на поражение.
Мне возразил один известный человек: у Талькова слабые стихи, это вообще «эстрада», что это его превозносят? Но плохих поэтов не убивают. В огромной скорбной очереди к гробу Игоря, где люди захлебывались слезами, на вопрос журналиста, «как вы думаете, это было убийство на бытовой почве или политическое» все отвечали одно: «Политическое». Его убили подло, из-за угла, снайперски точным выстрелом, с таким ранением не живут, несколько шагов и все. Устранили физически и хотели одновременно убить и морально, опорочить в глазах всей страны. Слава Богу, мало кто поверил официальной версии про убийство «на бытовой почве».
В одном интервью Игорь сказал о себе: «Я не знаю, насколько я хороший поэт. Но мне кажется, что я хороший гражданин. Потому что любого нормального человека не может не волновать судьба его Родины, отчизны, где жили его отцы, деды, предки. Я думаю, это норма - небезразличное отношение к судьбе своей Родины». Это была не рисовка, он имел право так сказать о себе. Игорь был поэтически и музыкально одарен, но главное, у него был великий дар Божий: горячая, жертвенная, святая любовь к своей Отчизне, к Православной России. Такой ревностной любовью Господь наделяет Своих избранников, у которых особый путь и особое служение.
Откровение о смерти
Я спрашиваю у руководителя самарского клуба имени Игоря Талькова Владимира Мухина, что известно на сегодняшний день о гибели Игоря.
- В книге «Что суждено нам за чертой жизни?», вышедшей по благословению Епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана, я наткнулся на такие слова: «Некоторые люди знают, когда и как они умрут. Они видят это во сне, иногда за много лет до смерти. Вспомните пророческие слова поэта и певца Игоря Талькова…» В 1983 году Игорь летел со своей группой на самолете в Тюмень на концерт, самолет попал в грозовое облако, началась болтанка, народ заволновался. А Игорь им сказал: «Не бойтесь. Пока вы со мной, вы не погибнете. Меня убьют при большом стечении народа и убийцу не найдут».
Игорю было дано откровение о своей смерти. Только Своим избранникам и любимцам Господь открывает о их смерти. Последние годы перед выходом на сцену он всегда надевал чистую белую рубашку. За несколько дней до гибели Игорь говорил своей жене Татьяне, что жить ему осталось всего ничего - то ли две недели, то ли два месяца. А ведь ему было всего 34 года. На его последнем фото с сыном у него нет улыбки, строгий печальный взгляд. Игорь Тальков не был знаком с певцом Виктором Цоем, но после его гибели написал песню-реквием по Виктору Цою. По словам мамы Игоря Ольги Юльевны, эта песня-пророчество - реквием по поводу его собственной смерти.
А может быть, сегодня или завтра
Уйду и я таинственным гонцом
Туда, куда ушел, ушел от нас внезапно
Поэт и композитор Виктор Цой.
Накануне гибели, 5 октября, Игорь выступал в техникуме в Гжели, пел без группы, под гитару, на которой оборвалась струна. Это был его последний выход на сцену.
Владимир Мухин: «В тот роковой день за кулисами Ленинградского Дворца спорта Игоря втянули в конфликт, который спровоцировал директор его группы Валерий Шляфман. Игорь пытался обезвредить размахивающего пистолетом охранника певицы Азизы Малахова, и в этот момент раздались выстрелы из боевого оружия. Игорь пятится назад, прижимает руки к груди, произносит: «Как больно!» - проходит в состоянии шока несколько шагов по направлению к сцене и падает навзничь у большого зеркала. Шляфман после убийства очень скоро уехал в Израиль и больше в Россию не приезжал. В Израиль из России ездил следователь Генеральной прокуратуры, чтобы допросить Шляфмана, но его не допустили. У нас есть видеозапись: ведущий концерта объявляет, что стреляли в Игоря Талькова, и просит подойти помочь врачей, находящихся в зале. Тут же подбежали двое здоровых мужчин, тяжело раненного Игоря зачем-то раздели до трусов, положили на холодном полу, в коридоре, и это в октябре, и стали делать ему искусственное дыхание. Человеку, у которого прострелено сердце! Знакомый врач скорой помощи говорит, что в такой ситуации это верный способ убить. Это был контрольный выстрел.
Ему угрожали. Свою самую знаменитую песню «Россия» Игорь написал всего за два часа, будучи на гастролях в Астрахани. Утром он дал ее почитать своему старшему брату Владимиру, тот прочитал и сказал: «Ты подписал себе смертный приговор». Игорь знал, что его убьют. Но он должен был свою миссию выполнить. Он не спрятался, шел до конца.
В песне «Россия» есть слова - «новоявленные иуды». Особенно Игоря критиковали и ругали именно за эти слова. Интересно, что утром в день убийства за несколько часов до рокового выстрела Игорь на пресс-конференции неожиданно называл Шляфмана своим хорошим другом. Сохранилась телевизионная запись - интервью со Шляфманом сразу после убийства. Его еще не подозревают, он что-то путано поясняет о том, что произошло, у него смущенный вид и постоянно бегающий взгляд…
Некий доброжелатель звонил Игорю накануне этой поездки в Петербург и предупреждал, чтобы он не ездил, потому что его там попытаются убить. Но он все равно поехал. Это было первое громкое заказное убийство в «новой России».
«Россия»
Даже мертвый, Игорь по-прежнему страшен врагам России. В современной России его имя замалчивается, как замалчивалось при его жизни. По Центральному телевидению Талькова не показывают. Когда в 1989 году телеведущий Владимир Молчанов включил в свою программу «До и после полуночи» песню «Россия», он сказал тогда Игорю: «Я дам ее в эфир, чего бы это мне ни стоило». На всю страну впервые прозвучало:
Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам.
Россия…
К написанию этой песни он шел десять лет, задавая себе один и тот же вопрос: «Как ты смогла себя отдать?», и нашел его. «Общение с истинным священником привело меня к прозрению». С этого момента страна услышала «социальные песни» Талькова, так он сам их называл. Такие, как «Кремлевская стена», «Господа демократы», «Родина моя», «Россия» и другие. «До этого зритель знал меня не таким, какой я есть», - говорил он. За 14 лет цензура на Талькова стала еще жестче. Так, самарский клуб имени Талькова существует с 2001 года, а зарегистрирован он только в 2003 году: два года в Минюсте не регистрировали клуб - городскую общественную организацию, из-за того, что в названии было имя Игоря Талькова. Хотя было личное разрешение Ольги Юльевны носить самарскому клубу имя ее сына.
Игорь был наполнен Русью. Он часами копался в русской истории. Он прекрасно знал историю горячо любимой страны, ее героев и ее иуд. Ставил музыкальные спектакли о богатой истории России. Собирался написать публицистическую книгу «Эпоха Вырождения», но не успел. С 1987 по 1991 годы Тальков написал двести песен. Ему было отведено на его музыкальную проповедь всего четыре года.
Тальково поле
Мама Игоря Ольга Юльевна - дочь «врага народа», его отец Владимир Максимович Тальков - русский дворянин, офицер. Родителей Игоря судьба свела в ГУЛАГе. После амнистии они поселились за 201 километр от Москвы в Щекино Тульской области, где в 1956 году родился Игорь. «Непробиваемое кольцо моих неудач» - трудно и упорно он шел к своему служению. Выросший в бараке в семье репрессированных, пройдя через многие унижения, испытания на пути к сцене, Игорь был как будто не отсюда: необычно красив, и внешне, и внутренне. Гибкий, высокого роста, атлетического сложения. Он сочетал в себе, казалось бы, несочетаемое: хрупкость - и мощь, нежность - и силу. Благородство, пытливый, ищущий ум, открытость, отсутствие лукавства, глубина характера - это все он. Игорь, может быть, как никто другой учит нас утраченному многими чувству достоинства.
Самарский клуб имени Игоря Талькова уже полтора года ведет на самарском телеканале РИО еженедельную передачу по патриотическому воспитанию молодежи - «Тальково поле». Есть такая картина московского художника Балабанова, где Игорь идет с рыцарями, а вверху бьются черный и белый голубь, белый побеждает, черный падает. «Тальково поле» - по аналогии с Куликовым полем, это поле битвы за Россию. Задуман памятник Игорю в Самаре, работы тольяттинского скульптора Алексея Михайловича Кузнецова. Ольга Юльевна видела его макет и сказала, что это самый лучший из памятников ее сыну. Место для памятника выбрали у Ладьи на берегу Волги. Но мне почему-то кажется, что Игорю нужны от нас не столько памятники ему, сколько другое: наша любовь к Богу и России. Чтобы мы тоже, вслед за ним, сделали свой выбор, не на словах, а на деле, в пользу вечности.
Казанская Богородица
Особенно велико почитание Игоря Талькова именно в Православной среде. И это не удивительно: ведь Игорь был Православным человеком. Он почитал Царя-Мученика Николая. На видеокассете «Не допев куплета», где он беседует с композитором Дербеневым, у него дома на стене висит портрет Царя-Мученика. До прославления Царя в России было еще 10 лет! Ольга Юльевна рассказывает, что много молодежи благодаря Игорю после его концертов крестилось. Он писал: «Россия обезкровлена, находится в коматозном состоянии. Выход из него зависит от того, как скоро люди прозреют и придут к свету, к истине, к Богу». И еще: «Как сказал святой благоверный князь Александр Невский, не в силе Бог, а в правде. И если правда побеждает в невероятных условиях, значит, сильнее правды нет ничего. Стремление к правде, движение к победе над злом, истинная вера в Бога – защита от зла». Многие священники в разных концах России поминают убиенного Игоря на Литургии, служат по нему панихиды. Самарский клуб имени Талькова переписывается с иереем Алексием Весниным из села Мухтолово Нижегородской области, который служит по Игорю панихиды у себя в церкви и на Ваганьково, на могиле Игоря в Москве, проводит вечера памяти Игоря Талькова в местном клубе. Многие священники приезжают на Ваганьковское кладбище отслужить панихиду на могиле Игоря. 6 октября на Ваганьково приезжают Православные из Киева, Петербурга, Владивостока, Самары, собирается до ста человек.
Поклонником творчества Игоря Талькова был покойный благочинный города Самары протоиерей Виталий Калашников. Первый Всероссийский фестиваль Православно-патриотической песни имени Игоря Талькова в Самаре благословил протоиерей Иоанн Гончаров, второй фестиваль - священник Вячеслав Караулов из Тольятти, третий фестиваль в клубе санатория имени Чкалова открывал уже Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.
В последний год своей жизни Игорь несколько раз ездил в Санкт-Петербург к Митрополиту Санкт-Петербуржскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву), который возглавил Санкт-Петербургскую кафедру с августа 1990 года. Владыка Иоанн благословлял Игоря петь его песни. Игорь часто бывал а Петербурге и даже одно время собирался переехать туда жить. Он считал, что там еще сохранился дух дореволюционной России. Интересно, что судьба связала Игоря именно с Владыкой Иоанном, который был крупнейшим церковным историком, просветителем и горячим патриотом.
Игумен Алипий (Светличный), насельник Киево-Печерской Лавры, рассказывал, что в 1990 году, незадолго до своей гибели, Игорь приезжал в Лавру, и в то же время - так совпало, приехал в Лавру известный рок-музыкант Борис Гребенщиков. Они оставили очень разное впечатление. Игорь пришел на исповедь к отцу Алипию, тогда он был еще иеромонахом, исповедовался искренне, слезно каялся и просил прощения у Бога. Помолился и уехал. А Гребенщиков тоже исповедовался, но после исповеди предложил устроить в Лавре… рок-концерт и деньги отдать на ремонт монастыря. Но, конечно, священноначалие Лавры отказалось от такой медвежьей услуги.
В биографии Талькова есть одна печальная страница: он снялся в главной роли в фильме «Князь Серебряный». В этом фильме поливается грязью почитаемый многими Православными Царь Иоанн Грозный. Перед съемками Игорю был внутренний голос, что сниматься не надо, однако его уговорили. Но мало кто знает, что через две недели съемок он ушел из фильма, поняв, в каком греховном деле участвует. Фильм доделали уже без Игоря - с помощью монтажа, но на экраны фильм вышел вроде как с участием Талькова. На презентации «Князя Серебряного» Игорь на сцене встал на колени и ради Христа просил прощения у зрителей за свое участие в этом кощунственном фильме. Видимо, он понял что-то важное про Защитника Руси - Царя Иоанна. Такой, как он, не мог не понять. Уже тогда Митрополитом Иоанном (Снычевым) готовилась первая правдивая книга об этом великом Царе…
Когда Игоря отпевали на Ваганьковском кладбище в храме Святителя Николая Чудотворца, со стены упала икона Казанской Божией Матери. Она висела там 150 лет, и вдруг упала - во время его отпевания. Он родился на праздник Казанской иконы, которая имеет особую благодать помогать во время войны. А Игорь был воином.
Недавно замироточил портрет Игоря Талькова, написанный иконописцем Николаем из Рязани. На портрете Игорь стоит в белой рубахе, позади него - храм, перед ним стол, на нем гитара и подсвечник с тремя свечами. Капельки миро появились на портрете и на нескольких иконах на Пасху 2004 года. Этот портрет находится в клубе имени Игоря Талькова в городе Железнодорожном под Москвой.
(продолжение следует...)
]]>Кто убрал Игоря Талькова?
Перефразировав одну из песен самого Игоря, сразу можно сказать: не ищите ответ на этот вопрос - вы не найдёте; вам ответ на этот вопрос не отыскать... Увы, чем дальше уходит в историю роковой день - 6 октября, когда во Дворце спорта "Юбилейный" в Петербурге был расстрелян в упор один из самых талантливых сыновей России, тем несомненнее становится горькая истина: главный убийца И. Талькова найден не будет. Никогда. Подчёркиваю - главный. То есть тот негодяй из власть имущих, который указал жирным холёным своим перстом на певца-патриота и властно рыкнул: убрать!
Остаётся только строить догадки, кому особенно сильно досадил, кого уж чересчур приводил в бешенство Игорь Тальков - КГБ? КПСС? сионистов? мафиози?.. Ясно, что врагов у него были тьмы и тьмы, и тьмы. Ибо тех, кто насилует Россию, грабит её, глумливо унижает, обливает грязью, - ещё целые полчища. Разве могли они спокойно слушать такие песни, как: "Родина моя", "Россия", "КПСС", "Глобус", "Идёт гражданская война", "Совки"? Да мог ли человек, громогласно певший, не боясь, почти называя конкретные имена, о "брежневских пиратах", обрядившихся в демократов, о перевернувшихся "дельцах из Госкино", о комсоргах, которые в грязный бизнес подались, - мог ли такой человек долго прожить? Нет конечно.
И в общем-то, смерть Игоря Талькова закономерна. Он, истинно верующий человек, знал, что Бог может призвать его в любую минуту. А тем более - поэты, истинные поэты, как правило, отнюдь не долгожители. "Они уходят, выполнив заданье, их отзывают высшие миры..." В своей книге "Монолог" сам Игорь написал: "Я не боюсь смерти. Её нет... Можно убить тело, но нельзя убить душу:" Его душа - более двухсот песен - действительно осталась с нами. Убийцы, как уже было не раз, дурацки просчитались, надеясь одним выстрелам убить Песню. Песню не убьёшь.
Казалось бы, чего и нам волноваться, понапрасну горевать? Тем более, что, повторяю, главного преступника искать бесполезно: мы, быть может, даже видим его каждый день по телевизору, внимаем его возвышенным речам, не подозревая, что именно он процедил сквозь зубы: "Талькова убрать! Зарвался." Но так уж устроена человеческая психология: хочется, ох как хочется взглянуть в глаза тому подлому шакалу, который, исполняя приказ, нажал на гашетку револьвера, направил ствол в сердце Игоря. Если даже и таких поганых шестёрок не наказывать, то скоро начнут убивать русских певцов и поэтов не только за кулисами, но и прямо на сцене - нагло, открыто, напоказ. Непосредственный исполнитель гнусного приговора должен быть найден.
И вот тут возникают вопросы. Мы теперь знаем, что далеко не все преступления у нас в стране раскрываются. Это понятно. Вполне можно поверить, к примеру, что невозможно раскрыть нашумевшее в Тамбове "глазковское дело" - лесопосадки, пять трупов и ни единого свидетеля. Но в Питере, в "Юбилейном", убили человека на глазах у толпы. Притом, свидетели - а их не менее 20 - не дебилы какие-нибудь зачуханные и запуганные, нет - певцы, музыканты с именами. Больше того, это - "друзья", коллеги, знакомые Игоря. Сколько же ещё нужно свидетелей следствию?
Главных свидетелей, судя по газетам - трое: Малахов, которого пытались поначалу представить убийцей, некий Шляфман и скандально известная Азиза. Уже никто, думаю, не сомневается из читателей прессы, что и Азиза, и Малахов сыграли в данном кровавом спектакле роли статистов, а вернее даже -одураченных марионеток. Оба они в тот вечер не должны были находиться в "Юбилейном", оказались там "случайно". Их науськали на Игоря, подучили их: дескать, похохмим, ребята, чуть осадим загордившегося Талькова, поставим его на место. Азизе даже в голову не пришло, что она вполне могла тихо-мирно поменяться местами в программе со своим приятелем О.Газмановым, выступающим самым последним.
Азиза и Малахов теперь, вероятно, локти себе кусают - так глупо вляпаться в грязную игру, подставиться. У певицы сломана карьера, да и жизнь, видимо, в опасности - крайних фанатов-"тальковцев" в стране хватает. О Малахове и говорить нечего: в первые же дни сразу проскочил в прессу весьма зловещий для него слушок, что-де в места не столь отдалённые уже поступил приказ о его уничтожении.
Гораздо загадочнее и любопытнее сведения о третьем, оставшемся в живых, участнике драмы. Притом, о своих действиях загадочно рассказывает сам В. Шляфман. Во-первых, кто он такой? В "Аргументах и фактах" он, например, назван просто "директором". "Комсомольская правда" представляет его как "директора коллектива, постоянно работавшего с Игорем Тальковым и его коллективом в последнее время." Разобрались?
Не буду подробно анализировать его путанные объяснения, любой читатель сам может их проштудировать хотя бы в "Комсомолке" от 10 октября 1991 года. Лишь несколько штрихов: Шляфман, якобы представлявший на концерте интересы И. Талькова, ведёт в гримёрную к Игорю проходимца Малахова, хотя спорный вопрос (если он был!) резоннее решить с организаторами концерта, с его ведущим. Притом, Шляфман видит, что Малахов настроен агрессивно.
Дальше - больше. Вполне скромному по физическим данным Шляфману каким-то чудом удаётся во время свалки, стрельбы отобрать револьвер у Малахова, которого за силу и спортивность приятели зовут "Рембо". "Я вырвал у него пистолет... Я не знал, что Игорь ранен, и подумал, что Игорь вернулся в гримёрную. Я побежал с пистолетам в гримёрную. От места событий до гримёрки - буквально метр или два. На шум сбежались люди. Слышу дикий крик Азизы: "Где пистолет?! Где пистолет?" Гримёрная оборудована небольшим туалетом. Я положил пистолет на унитаз. Слыша крики "Где пистолет?" - я подумал, что раз человек стрелял - даже не зная, что Игорь ранен, - стрелявший должен быть наказан. Когда выходил из туалета, увидел, что вносят Игоря... В это время Азиза с девушкой и каким-то белобрысым парнем... прошли в туалет и там орудовали. Видимо, в конце концов они передали пистолет Малахову..." ("КП", 10 октября).
Вчитайтесь в эту галиматью. Даже человек, никогда не раскрывавший умных детективных романов, и тот станет в тупик. Как можно не увидеть раненого Игоря, который находится от тебя в полутора метрах? Зачем вбегать с пистолетом в туалет и там его пристраивать на унитазе? Как могли Азиза и ещё два человека сразу догадаться, что наган надо искать в туалете? Как они втроём прошли на глазах у всех в "маленький" туалет и там "орудовали"? И вообще, зачем так настойчиво подчёркивать, что пистолет был у тебя в руках, что отпечатки твоих пальцев на его рукоятке вполне объяснимы?..
И ещё нюанс, оставшийся в тени. Шляфман всё время упоминает об одном из "наших ребят", который, тоже стал непосредственным участником событий, но имя которого пока не называлось. Это он, "наш парень", по словам Шляфмана, вывел скандалящего Малахова из гримёрки в коридор, это ему первому, якобы, угрожал пистолетом Малахов, это он вместе с Малаховым встретил выскочившего из гримёрки Игоря... Кто он, из какого коллектива - Шляфмана или Талькова - неясно. Какова его подлинная роль в убийстве Игоря - тоже.
Вопросы, вопросы...
Я, конечно, не Шерлок Холмс, не комиссар Мегрэ и не собираюсь заочно, методом дедукции (так, кажется?) вычислять преступника. Но если наши доблестные пинкертоны скажут в конце концов, что преступника найти невозможно, я лишь горько усмехнусь: спасибо, господа-товарищи, за очередную порцию лапши. Несмотря на голод в стране, уже обкушались.
Мне лично хочется точно знать - кто стрелял в Игоря Талькова? Кто привёл приговор в исполнение?
Погиб поэт — борец за правду, Тальков любил родную Землю, Вот Вы взгляните в его очи, Меня он взглядом вдохновляет; Его глаза скорбят и плачут Когда Тальков был на гастролях Он был великим оптимистом, У Игоря Талькова в песнях Он песни пел не ради славы, Ведь он отречься от России Ведь Игорь на своих концертах Ведь его родина — Россия, Молись, великая Россия,
|
Когда я слышу его песни — Когда внезапно я услышу Его прекрасный, дивный голос Мне очень нравятся все песни, И если вдруг тоска нагрянет, Когда я слышал его голос, И если б я Талькова встретил, Однажды сам Тальков, нежданно Хотел я у него автограф Я полюбил его безмерно, Я никому, кроме Талькова И я с Тальковым солидарен И если я нашел бы где-то, 3. Моя реакция на его гибель В его глазах и свет, и правда, Я очень сильно был расстроен, Мне очень жалко, что Талькова Я не могу с тем примириться, Когда я вижу на экране Когда Тальков поет с экрана, И я уверен — эта рана, Внезапно смерть к нему подкралась, И этот след такой глубокий, Ведь я тот час прекрасно помню, Единственно, что утешает 4. Отклик на гибель Игоря Талькова И вот Тальков предстал пред Богом, Ну почему ж такие люди, В расцвете сил ушел из жизни Тальков ушел из жизни рано — Как жалко, что ему так мало Он был уверен, что вернется, Таких людей, как Игорь, смелых Ну почему ж на его долю Он в песнях говорил всем правду, Не дрогнула рука убийцы, Вот талько жаль, что он не понял, И вы не радуйтесь, злодеи, Но все равно Бог покарает 5. О творчестве Игоря Талькова(Часть 1)О его песнях Талькова песни, как лекарства, Тальков делился через песни Его прекраснейшие песни Тальков шел к сцене через тернии, Ведь он был с песней неразлучен, 6. О творчестве Игоря Талькова(Часть 2)На профессиональной сцене Когда он в руки брал гитару На профессиональной сцене Путь его был тернистым очень, И струны слушались Талькова, Ведь в своем творчестве Тальков был |
У Игоря Талькова много Его лирические песни Все его песни и поэмы Ведь его песни — это дети, Ведь в его песнях сочетались |
Все политические песни У Игоря была задача: Ведь сочинять стихи и песни И песня Игоря «Россия» А ведь помимо этой песни |
9. Тальков и его поклонники Тальков народу был товарищ, Его в России уважали, Ведь если б он сейчас был с нами, В какой стране бы Игорь не был, И даже если Игорь не был Он каждой песней подтверждает, И не смотря на все преграды 10. Метод Игоря Талькова Песни Талькова — это метод Он призывал в стихах и песнях Все, что Талькова волновало, Ведь в песнях Игоря Талькова Ведь сочинять стихи и песни — Его баллады — это дети, И Игорь странствовал по свету Ведь его песни и поэмы Ведь Игорь — индивидуален, Игорь Тальков — младой, красивый 11. Жизнь только раз дается Богом… Игорь Тальков гордился очень Жизнь только раз дается богом, Хотя Тальков прожил так мало, Ведь Игорь жизнь не даром прожил, Он, невзирая на усталость, И вот его с нами не стало — Тальков был стройный, русский витязь, С того момента, как он умер, |
]]>
Валентин Сорокин
ТАЙНЫЙ УЧЕТ
Остывает под сердцем свинец.
Гаснут красными вздохами слезы.
Ты уходишь прозревший певец,
В небо русское, в стоны березы.
Бездна мрака, безверия плен.
И конвой от Москвы до Певека.
"Не поднимется русский с колен!" -
Воют главные диаволы века.
И грозит напомаженный черт,
Став еще от подлогов сутулей:
"Мы берем вас на тайный учет,
Самых русских, петлею и пулей!"
О, Россия, неправде и злу
Ты не сдашься, ты нас не отринешь
И чужую отравную мглу
Ты на них же самих опрокинешь.
Ты, родная, гляди не совей,
Разгораются гиблые страсти:
Кто сегодня твоих сыновей
Защитит от предательской власти?
Голос туже воды в лопастях
Сжат.
Могила.
Посмертный указец.
Это пляшет на русских костях
Новый Берия, бритый кавказец!..
1991
--------------------------------------------------------------------------------------
Виктор Рева
ВОЗВРАЩЕНИЕ
В стране образованных злых дураков
В разгаре большая потеха,
И рыщут, как стаи голодных волков,
Властители черного века.
У них свое право, у них свой закон,
Плетут паутиной интригу,
Стреляют по тем, кто давно занесен
Как редкостный в Красную книгу.
Поэт словно лебедь, - убит с трех шагов,
Остались птенцы волчьей своре,
И Черные речки до самых краев
Наполнили Черное море.
И черное солнце взошло над страной,
И черные дни наступили,
И черные птицы кружат над землей,
И черный снег кровью залили.
В стране образованных злых дураков
В разгаре потеха и хамство,
Быть может, когда пролетят сто веков,
Тогда будет гениев царство.
Тогда лишь воскреснет поэт и споет
Свои недопетые песни,
И, может быть, тихо ему подпоет
Таинственный голос небесный.
--------------------------------------------------------------------------------------
Имя автора следующего стихотворения к сожалению не известно, его
напечатали в газете "День" в 1992 или 1993 г.:
* * *
Был парень красив и
толков,
Стоял за Россию - не
тронь,
С фамилией грустной -
Тальков
И с песнями круче, чем
кровь.
И был он расстрелян
в упор,
И некому, брат, отвечать.
И взгляд молодой, как
укор,
И взгляд не умеет молчать.
Врагов не терпел и врак,
И песни его как месть.
Но бросил же кто-то во
мрак:
В России талантов не
счесть.
Они появлялись мельком,
Лихую избрав судьбу, -
Высоцкий, и Цой, и
Тальков,
И кто там еще - в гробу?
И кто там еще - на устах,
На сцене, в поту, в борьбе,
Не в столь отдаленных
местах?
Россия не стыдно тебе?
--------------------------------------------------------------------------------------
С.Н. Чистобородов,
г.Владивосток.
* * *
Ясный взор слепит от звездной пыли.
И невольно хочется спросить,
Так за что же Игоря убили,
Кто его теперь нам воскресит?
Осень забрала в свои объятья
Тело убиенного певца.
Нет, живым не всем дано понять нам,
Кто России верен до конца...
Русь! - И до последнего дыханья
Выстрелом оборван твой полет,
До свиданья, Игорь, до свиданья!
Слышим, как душа твоя поет.
Боль ее неистово взметнулась
Песней, содрогнув людей сердца
Смерть иудой губ певца коснулась,
Правил черт рукою подлеца.
Верую, на всех ее не хватит!
Оживляют русские слова.
Игорь встал в ряды Христовой рати.
Русь опять берет свои права.
--------------------------------------------------------------------------------------
Надежда Аверкина
* * *
Ну куда же ты смотришь, Господи,
Если волю дал Черным силам,
Если розы ложатся россыпью
Не на сцену, а на могилу?
И ведь знал Ты, что люди слушали,
Как молитву, его "Россию"...
Что ж ты, Господи, отдал лучшего?
Не пойму я, понять не в силах.
Знать по смутам и прегрешениям,
Долго Родине до рассвета,
Если снова во искупление
Льется звонкая кровь поэта.
Все мы в доме родном - бездомные.
Нам устроили президенты
Жизнь с "великими переломами"
В "судьбоноснейшие моменты".
Но покуда горит - не выгорит!-
Русь пред Господом, как лампада,
Помолитесь, друзья, за Игоря,
А высоких речей - не надо.
--------------------------------------------------------------------------------------
Владимир Скиф
г.Иркутск
* * *
И снова убийство. В упор - из нагана.
Упал на подмостки Тальков бездыханно.
Среди Петербурга нашел он конец...
Надели! Надели кровавый венец!
Известно, в кого они метят - убийцы!
Фарцовщики жизни, земли кровопийцы.
Палач не безумец. Он знал, понимал,
На ЧТО? На КОГО пистолет поднимал?!
Талькова убили за правду, за смелость.
Жилось ему трудно, но счастливо пелось.
Враги подступали все ближе, плотней,
А сами душой становились черней.
Кумиры эстрады тупели, глупели,
О Родине горькой ни разу не спели.
А песни Талькова все больше о ней.
Ему с его сердцем - Россия видней.
Он был одиноким в эстраде.
Вглядитесь!
Стоял за Россию и умер, как витязь,
Ему Куликова кричала земля,
Стрелою летел стебелек ковыля
И не долетел сквозь бетонные крепи...
Слезою омылись ковыльные степи,
Да горько стонал перепелкой рассвет
О том, что погиб-настоящий ПОЭТ!
Воскликни Сибирь! Возопи Куликово!
Мы, - русские люди! Мы помним Талькова!
И клич понесется с полей и лугов:
"Ты умер за Родину, Игорь Тальков!"
--------------------------------------------------------------------------------------
ТАЛЬКОВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ
Столетьями внося
сумятицу в умы,
Народы мира
cталкивая лбами,
Стремятся светом
править силы тьмы -
Они в России русских
сделали рабами,
Они ведут войну
и явно и тайком,
Круша страну
и лучших убивая,
Мы лишь, сплотившись
Родину спасем,
Живя в согласии,
друг другу помогая,
И рассветет для
русских новый день,
Когда-нибудь мы
сбросим гнет оков.
И будет свет,
и вновь исчезнет тень,
Об этом пел
и БУДЕТ петь Тальков.
Ч. В.
г. Новороссийск.
Газета "За Русское Дело"
--------------------------------------------------------------------------------------
Памяти Игоря Талькова
О! Ты, посланник Светлых Сил небесных,
Ты так неведомо ушел от нас,
Оставив нам воспоминанья в песнях,
Тебе я посвящаю свой рассказ !О! Ученик Христа, пришелец Разума Вселенной,
Прости всех нас за то, что не смогли
Мы уберечь тебя от той презренной
Руки убийцы – сына сатаны.Родник любви, приемник Доброго, Святого,
Для нас принес ты в жертву свой покой.
Молю тебя, приди к нам снова –
“Пусть даже через сто веков”,
воскресни и допой !Защитник дерзкий окровавленной Свободы,
Растерзанный толпой голодных дураков,
Пусть пронесутся, отрезвляя годы,
Мне не забыть тебя, Пророк – Поэт
ТАЛЬКОВ !!!15.10.91 г.
Антон НиколаевНижний Новгород
--------------------------------------------------------------------------------------
]]>
http://www.youtube.com/watch?v=H5nZgqYMNhc
http://www.youtube.com/watch?v=upHS-vynhKo
http://www.youtube.com/watch?v=gm3saD1iKvs
http://www.youtube.com/watch?v=-svkWJtPLoY
]]>
6 октября 1991 года. В этот день не стало Певца России, ее Воина, ее Защитника. В этот день ушла Личность, много пережившая и принявшая на себя много чужой боли. Ушел Творец - политик и лирик одновременно, - написавший «Россию», «Родину мою», «Метаморфозу», «Я вернусь», но и «Тани»», «Память», «Летний дождь», «Звезду»... В этот день из жизни ушел Человек, которому еще не исполнилось 36. Выстрел, прозвучавший в тот роковой день в Санкт-Петербурге, рикошетом прошел по сердцам всех почитателей Игоря Талькова, его близких, его друзей.
7 октября с. г. Ощущение было такое, что снимается кино, Под темным вечерним небом но безлюдному летнему полю Шереметьево - 1 двигалась траурная процессия. Медленно и торжестренно продвигалась она к зданию аэропорта. К тому ярко освещенному проходу, через который только что проследовала, стайка прилетевших из Санкт-Петербурга пассажиров. На мгновение и мне показалось, что все происходит не взаправду. Ведь перешедших в мир иной тут не выносят - скорбный «груз» принято получать через грузовое отделение.
Но тогда почему у меня в руках белые хризантемы? Почему плачет, не скрывая слез, мой коллега из «Вечерки» Володя Вахрамов? И почему, наконец, тот, кого несут, сам не прекратит эту дьявольскую фантасмагорию какой-нибудь фразой типа: слухи о моей смерти сильно преувеличены?
Вот мы уже вышли на площадь. И Его, странно неземного, до плеч накрытого покрывалом из цветов, стали осторожно устанавливать в микроавтобус. Вокруг собирались зрители. И только когда неожиданно надрывно, как-то по-бабьи, закричал на них Михаил Муромов: мол, что вы тут глазеете? - я осознала: это не кино.
Кортеж из пятнадцати автомобилей, в том числе двух машин ГАИ, взял курс в сторону Пролетарского проспекта. Туда, где был - Его дом, точнее маленькая двухкомнатная квартирка, где жил он с женой Таней и сыном Игорем. Впрочем, с тех пор, как имя его стало известным, а песни любимыми, жил Он все больше по гостиницам. Его ждали всюду, и ему хотелось везде успеть. Сейчас «звезда» возвращалась домой в последний раз...
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш,
Актеры, музыканты и поэты -
Целители уставших наших душ
"Мигалки" крутились в ночи... И как бы вырывали из темноты моей памяти фрагменты нашего знакомства.
...Июль 1987 года. В "Советскую культуру" (где я тогда работала) пришло письмо от музыканта, про которого я точно знала лишь одно: он исполнитель и аранжировщик тухкановских «Чистых прудов». Смутно припоминала, что прежде он работал, кажется, в группах «Апрель», «Вечное движение», «Электро-клуб». В письме - боль оскорбленного, творца, чья песня «Дождь» звучала на телеконкурсе «Юрмала-87» почему-то под другим названием и без упоминания одного из ее авторов - И.Талькова. Самое поразительное, что ошибку не соизволили исправить и на финале - после того, как Игорь дозвонился до Юрмалы и все объяснил редактору ЦТ. Представляя себе состояние человека, который дважды слышит в эфире собственное сочинение, но которое, получается, ему не принадлежит, я тут же подготовила письмо к печати.
Чтобы уточнить какието детали, набираю указанный в нем телефон и вдруг слышу: «Подождите, пожалуйста, не печатайте... Меня пригласили завтра на телевидение...» Хорошо зная нравы того начальничка из музредакции ЦТ, к которому собрался Тальков, я без всяких эвфемизмов произнесла: «Ну что ж, идите. Вас непременно «купят». Предложат выступить, к примеру, в «Утренней почте» - и инцидент будет исчерпан. Вот только следующего эфира ждать придется долгонько».
Примерно через год Игорь признался, что мои слова постоянно жгут его. Все произошло, к сожалению, именно так, как я предсказала. Показав его с одной песней, от него как бы откупились. Потом он снова надолго пропал с экрана. Будто и не существовало поэта, композитора И.Талькова, уже более десяти лет писавшего то, что потрясало его коллег, друзей, немногочисленных слушателей. И ему, человеку чести, было трудно простить себе тот компромисс.
Правда, по счастью, на телевидении всегда находились личности, способные оценить другую личность и ради того, чтобы открыть миру талант, готовые пойти на риск. Когда в передаче «До и после полуночи» ее ведущий Владимир Молчанов и руководитель программы Ольвар Какучая дали видеоклип с песней «Россия», они вольно или невольно разделили жизнь 33-летнего Талькова на «до» и «после».
...Сентябрь-декабрь 1989 года. Среди претендентов на участие в международном телефестивале поп- и рок-музыки «Ступень к Парнасу» - Игорь Тальков. С вершины того положения, которое он занимает на музыкальном Олимпе сейчас, трудно понять, зачем ему это было нужно. Как неловко признаваться и в том, что я была среди тех, кто на первоначальном этапе решал его конкурсную судьбу (все кандидаты проходили через жюри «Музыкальных ярмарок»). Разве у отмеченных божьим даром могут быть судьи?
Впрочем, тогда его известность, популярность только начинались. Многие сравнивали его с Высоцким по острой социальной направленности стихов, по яростности, одержимости исполнения. Но при этом как-то забывали, что Тальков еще и многогранный композитор, аранжировщик, музыку которого можно слушать отдельно, без слов. Во время фестивальных съемок проявилась и еще одна ипостась его одаренности. Проявилась, надо сказать, неожиданно, незапланированно. В ходе записи почему-то вырубалась аппаратура, приходилось делать дубли. Помню Игорю не повезло на песне «Сцена», Но повторяя ее, он не повторялся, а импровизировал, на наших глазах, доказав, что он - Артист.
На «Ступени к Парнасу» он получил вторую премию - многим членам международного, жюри было трудновато понять политическую и поэтическую пылкость «Родины моей», для них это было очень «советское» произведение. И все равно та премия стала первой в творчестве Талькова высокой официальной наградой, то есть официальным, признанием его таланта.
...Апрель-май 1991 года. Тальков - уже суперзвезда. Приглашая его на фестиваль газеты "Правда" (куда я только что перешла), знала: заманить мне его нечем - у нас все бесплатно. Выяснилось и еще одно «но»: на те же самые сроки его позвали в Одессу, где запланированы съемки некоего телешоу, организаторы которого пообещали ему немалые деньги за участие в коммерческих концертах. Понимая, сколь неравнозначны предложения, не очень-то рассчитываю на положительный ответ. Ведь Игорь должен заботиться и о своих музыкантах, «кормить» их. К тому же, давно имея дело с эстрадным миром, уже не тешу себя надеждой по поводу порядочности многих его представителей. Может, такова специфика их профессии? Ведь артист, как и дама легкого поведения, хочет и должен нравиться всем. А тут "Правда" (в ее прежнем статусе) - ситуация щекотливая.
Но надо знать Талькова. Он пел - как жил и жил - как пел. Без капли двурушничания. Все честно, все прямо.
В общем, Игорь отказался от мирских соблазнов и согласился отработать у нас. Как говорится, за идею - во имя Правды. Более того, дал целый сольный концерт.
...Администрация Зеленого театра (на ВДНХ) то ли по неведению, то ли обезумев от огромного наплыва публики и артистов, не впустила подъехавшую к вечеру Гинтаре. В программе возникла пауза. Тысячи зрителей, не встававшие со своих мест часов по шесть, стали напоминать вулкан готовый к извержению. Я бросилась к Талькову, умоляя его выйти просто с гитарой, пока музыканты настраивают инструменты. Он вышел - и «вулкан» затих.
Он долго пел один, заглядывая в тетрадь с новыми стихами. И один заполнял собой все пространство сцены - таков уж феномен настоящего Артиста. И по лицам тех, кто находился в зале, было видно: они готовы внимать своему кумиру, хоть всю ночь.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте.
И в хаосе проблем их души вечно светят тем мирам,
Что заблудились в темноте.
7 октября года нынешнего, «Мигалки» крутились в ночи...
«Звезда» возвращалась домой в последний раз. И путь ее, будто перемещавшиеся в пространстве звезды, освещали включенные спецсигналы на машинах ГАИ.
А в то же самое время, как оказалось, по московскому каналу шел телефильм «Сны Игоря Талькова». И он, его главный герой, пел:
А может быть, сегодня или завтра
Уйду и я, таинственным гонцом,
Туда, куда ушел, ушел от нас внезапно
Поэт и композитор Виктор Цой.
9 октября сего года. Казалось, вся Москва собралась в этот день к столичному Дворцу молодежи. Людской поток был нескончаем, и трехчасовую панихиду пришлось продлить еще на час. Все хотели проститься с Человеком олицетворявшим для них в последние годы Совесть, Свободу, все хотели положить к его ногам хотя бы пару цветков. И Он утопал в цветах, лежа в шатре из траурных лент. А откуда-то из-под купола лились его песни: и те, что сегодня известны каждому, и те, которые мало кто слышал, как, например, «Господин Президент».
Если б сам Игорь мог видеть происходившее в тот день! Вряд ли поверил бы. Ведь при жизни его фирма «Мелодия» не удосужилась выпустить ни одного (!) диска-гиганта, хотя материал туда был сдан еще полтора года назад. Сколько же прекрасных пластинок с песнями Талькова, а их около 200, мы могли бы иметь сегодня. Но не имеем. Неистребим, похоже, принцип: чтобы быть оцененным по достоинству - надо умереть. Теперь наверняка, спохватятся и начнут воспевать неповторимость таланта этого поэта и композитора. Но нынче убеждать в том излишне - люди давно разобрались сами. Потому-то и выстаивали они в многочасовой очереди во Дворец молодежи, ехали на Ваганьковское кладбище... А многие собрались у могилы Талькова прямо с утра и ждали до 16 часов, пока шла гражданская панихида, а потом отпевание "убиенного" Игоря» в церкви. И все ради того, чтобы бросить на него последний взгляд и влить свой скорбный глас в общий хор: «Прощай, Игорь! Спа-си-бо!» И хоть всем известно, что на кладбищах аплодировать не принято, вдруг раздались аплодисменты. И, наверное, душа Артиста, - витавшая над его ушедшим из жизни телом, расценила их правильно: как еще образнее и емче могут выразить зрители свою признательность?
Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают высшие миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
...«Мама, привези мне гитару папы,- попросил после похорон отца сын. - Теперь я - Игорь Тальков». 14 октября Игорю Талькову исполнилось уже 10 лет. Торопись, время!..
А ТЕПЕРЬ О ТОМ, О ЧЕМ ПИСАТЬ ВЫШЕ НЕ ХОТЕЛОСЬ, ДАБЫ НЕ ОМРАЧАТЬ СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ ТАЛЬКОВА.
Имя того, кто взял страшный грех на свою душу, стало известно сразу. Но пока следствие и суд не установят истину, подождем утверждать что-либо. В любом случае то был недочеловек. Возможно, он сделал это случайно - в пылу ярости, эмоциональной вспышки. Возможно. Но уже то, что он носил с собой огнестрельное оружие и применил его средь бела дня на глазах других, нагло, откровенно, понимая, что стреляет в артиста в его храме, говорит о том, что в этой случайности есть своя закономерность. Такие «люди» хотят доказать всем нам, что сейчас они короли нашей жизни. Наверное именно поэтому так содрогнулось общество, узнав о происшедшем в КЗ «Юбилейный»: за той трагедией проглядывает наша общая сегодняшняя трагедия.
6 октября пал кумир миллионов. Пал «с свинцом в груди и жаждой мести». Ибо в образе того, кто пришел к Талькову выяснять отношения, было сконцентрировано все, что так ненавидел Игорь, с чем всегда боролся. То был отнюдь не бытовой конфликт, как пытались преподнести некоторые издания, то было противостояние двух полярных миров: тени и Света, зла и Добра, бесчестия и Совести, силы мышц и Силы Ума...
- Трагичность ситуации в том, что сегодняшняя жизнь, выразителем которой стал Игорь, ударила по нему со всей силой сегодняшней обесцененной жизни, - сказал его собрат по искусству композитор и певец Андрей Мисин. Мы долгое время осуждали Запад. Но там любая свобода упирается в Закон. С нами же судьба в очередной раз сыграла злую шутку: дала свободу, не ограничив ее Законом. Вот потому-то так буйно цветут сейчас в нашем псевдодемократическом государстве все негативные явления.
По-видимому, мы скоро узнаем, именно ли Малахов, чья фамилия в одну минуту обрела свою страшную известность, является преступником. Но то, что он бежал из «Юбилейного» скрывался столько дней, - это уже преступление. И то, как повела себя Азиза, отлично знающая Малахова уже пять месяцев, как врала и выкручивалась, - это тоже преступление. Преступление моральное, нравственное. Преступление перед семьей Талькова, перед зрителями, перед коллегами, наконец. И не случайно последние, во всяком случае большинстве из них, решили впредь не выходить с ней на одну сцену, если ее карьера вдруг не закончится. Значит, в мире эстрады еще осталось что-то святое.
На месте артистов я бы объявила бойкот и некоему Гаспаряну из «Московского комсомольца» - любителю проводить «тусовки» под эгидой «Звуковой дорожки». Находясь на югах, где ему, как видно, наскучила местная «тусовка», - он решил произнести и свое словцо под названием "Убийство Талькова. Глядит из Сочи". Парадокс. Журналисты, прекрасно знавшие Талькова не один год, пишут о случившемся мало и сдержанно, хотя знают все с первых часов, из первых уст. Свою боль трудно выразить. Вот и я только, только начала выходить из состояния шока. А такие, как Гаспарян, лишь шапочно знакомый с Тальковым, не присутствовавший на месте события, слышавший звон и не более, берут на себя смелость излагать читателям собственные версии и домыслы. И все ради того, чтобы продемонстрировать свою якобы осведомленность. И эта статейка - «притон продажной мысли» - появляется именно 9 октября. На Западе такое безнаказанно не прошло бы.
То, что на имени Талькова начнутся всевозможные спекуляции и инсинуации, следовало ожидать. Но как бы ни хотелось кому-то бросить на него тень грязными намеками - не получится. Как бы ни хотелось кому-то приписать И.Талькова к обществу «Память» - не выйдет. В этом обществе он никогда не состоял. И как бы ни хотелось самой «Памяти» выглядеть в роли организаторов похорон Певца России, выдать желаемое за действительное не удастся. Похоронами занимались родные и друзья Игоря.
...Бог редко посылает на землю такие таланты, как Тальков. И, видно, мы так погрязли в грехах, чти он поторопился отозвать своего посланца назад.
Статья взята из газеты "Правда". 18 октября 1991 г.
Автор: Тамара Мартынова
Игорь Владимирович Тальков (Igor Talkov) родился 4 ноября 1956 года в бедной семье города Щекино Тульской области, что в 7 километрах от Ясной поляны. Дед и отец, - коренные москвичи, а родился Игорь Тальков в Щекино, потому что отец был репрессирован: 12 лет провел в Сибири в Орлово-Розово. Когда вернулся в 1953-м году, ему запрещено было проживать в столице. Вот он и поехал за 200 км от Москвы и там осел. Игорь Тальков рос веселым и подвижным ребенком. Его образ из той далекой детской поры - "рыженький, конопатенький мальчишка в рубашке с коротенькими рукавами и в шортиках, очень общительный, все время улыбающийся. Вообще это был жизнерадостный, добрый мальчик" Стихи Тальков начал писать очень рано. Еще мальчишкой он написал свои первые четверостишия. Уже в школьные годы в нем пробуждалось то стремление к глубокому философскому постижению мироздания и сути человеческого бытия, что столь явственно проявлялось в его зрелой поэзии. В старших классах на нем держалась вся художественная самодеятельность. К тому времени Игорь Тальков уже играл на фортепиано и гитаре. Кстати, игру на фортепиано он освоил самостоятельно. Закончил музыкальную школу по классу баяна. В дальнейшем он научится играть на бас-гитаре, скрипке и др. музыкальных инструментах. Окончив школу, Тальков поехал в Москву поступать в театральное училище. Там он срезался на экзамене по литературе, обнаружив полное незнание текста шедевра соцреализма - романа М. Горького "Мать". |
Где-то в 1973 году он начал писать песни - работал барабанщиком, гитаристом, клавишником в разных группах. |
Пришло время службы в армии. Именно в армии Тальков многое начал понимать всерьез. Армия - модель государства. Поэт видел, в каком плачевном состоянии находится наша армия, и пришел к печальному выводу о состоянии государства в целом. Он начал вдумчивее относится к вопросам истории, к нашему прошлому, а в итоге изменил взгляд не текущие события. В детстве Тальков свято верил в грядущий коммунизм, и родители старались не разрушать этой веры. Очень болезненным был для него процесс осознания ложности тех идеалов, которыми была овеяна его юность. Мучительным для него был поиск новых ориентиров в жизни и ожесточенным его протест против тех, по вине которых, когда-то могущественная Российская империя превратилась в сырьевой придаток развитых капиталистических стран и выбилась из естественного хода своего развития. После армии он сотрудничал с группами "Апрель", "Калейдоскоп", "Вечное движение". Делал аранжировки многим известным группам. Одно время работал в музыкальном театре Маргариты Тереховой. Постоянно старался сделать свою группу и пробиться в качестве автора-исполнителя, но у него ничего не получалось. На худсоветах объясняли, что он не член Союза композиторов, не лаурят, да еще и специального образования у него не было. В 1986 году Игорь Тальков пришел в группу Тухманова "Электроклуб", надеясь, что Тухманов поможет пробиться как автору исполнителю, но петь приходилось только его песни. Потом он ушел из группы. Затем, устроился в "Досуг" Перовского района и начал потихоньку исполнять свои песни. По 2-3 в разных программах… И пошло-поехало. Надо сказать, помогла песня "Чистые пруды", хотя одно время Тальков был расстроен таким успехом - после исполнения песни его воспринимали только как "лирического героя". На концертах публика неизменно требовала "Чистые пруды", а когда он начинал петь иное, острое, свое, то большинство зрителей просто недоумевало. |
Он был искренним человеком, очень добрым. Самым большим удовольствием в жизни для него было обрадовать людей, помочь им. Он всегда с радостью был готов отдать последний рубль и последнюю рубашку (в полном смысле слова) с единственной целью - выручить человека в трудной ситуации, успокоить его. У Игоря Талькова никогда не было настоящих друзей, а ведь он так катастрофически в них нуждался. Он взвалил на себя колоссальный труд, невероятную ответственность, по существу, он хотел открыть людям глаза на то, что происходит в стране. "Наш народ, забитый и затюканный, необходимо будить, будить во что бы то ни стало", - говорил он. У него был редчайший дар сопереживания. Судьба России его потрясла. Постигнув правду о причинах и истоках ее трагедии, он просто "не мог молчать", надеясь улучшить мир. Посмотрите в его глаза, когда он поет "Россию" и вы согласитесь со мной. |
Тальков всегда страшно спешил. |
Он прекрасно владел словом, мог часами разговаривать со зрителями, которые не уставали слушать его слушать. Люди уходили с концертов счастливые и даже просветленные. Он считал, что русский народ оглушен гигантской пропагандисткой дубиной: у некоторых мозги вывернуты на изнанку так, что развернуть их в нормальное состояние уже невозможно - это потерянная часть поколения, но остальным людям надо просто рассказать правду, и они прозреют. В начале концерта он делал краткий экскурс в историю, чтобы люди настроились на определенный лад и поняли, что происходит на сцене. Он вспоминал времена, когда Россия была мощной державой, вспоминал доблестные подвиги нашего героического народа, давая людям ощутить национальные корни, тем самым доказывая, что русские люди не новый вид человечества, не бездуховная нация, не Иван не помнящий родства, а Великая нация имеющая великое прошлое, и зрители, присутствовавшие на его концертах, как бы вновь обретали утраченную "связь времен". Ведь наши идеологи на протяжении многих десятилетий старательно делали из страны пастбище, ставили пастухов с бичами в руках, которые выгоняли и загоняли людей в стойла. Конечно, такая деятельность Талькова не нравилась тем, кто хотел видеть в нашем народе стадо баранов или ослов, тем, кто был заинтересован в том, чтобы наш народ вообще ни о чем не думал, а только работал на "светлое будущее", которое вот-вот должно забрезжить, но видимо, затянулась полярная ночь и рассвета не предвидится, да и солнце украли, - этакая химера вечно наступающего рассвета, а Тальков ее разрушал. По существу он делал то, что не делал никто. |
Многое изменила трансляция песни "Россия" по первому каналу телевидения в программе "До и после полуночи". Эффект от ее исполнения был похож на взрыв бомбы. Людей "Россия" потрясла; сразу же после передачи на телевидение стали звонить зрители, некоторые просто рыдали в трубку. После исполнения этой песни Игорь Тальков приобрел колоссальный успех, его начали разрывать на гастроли. Люди поняли, что наконец-то появился русский певец, которому дорого все то, что называется Родиной. Со своими концертами он исколесил всю страну. Какие только города и организации не приглашали его. |
Тальков проводил исторические поиски, подбирал соответствующую литературу, чтобы точно знать то, о чем он собирается спеть. Все это, естественно, без отрыва от всех прочих дел. Как только он оказывался дома, в руках у него тут же появлялась либо историческая книга, либо репринтное издание, либо отснятое что-то на ксероксе, значит, перепечатка с запрещенной у нас книги, изданной на Западе, либо архивный исторический материал. Обязательно хоть два часа в день да выкраивал он для этой работы; что- то подчеркивал карандашом, выписывал, чтобы потом проставить акценты в своей работе и использовать либо на концерте, либо при написании песни. То есть он постоянно накапливал информацию, а сам процесс написания песни происходил молниеносно, вроде бы совершенно неожиданно, под влиянием какого-нибудь внешнего импульса. Он никогда не писал о том, чего не пережил, никогда не писал по приказу. Если чувство взволновало его, это отражалось в его песнях. Именно поэтому его песни так проникали в душу, так сопереживались людьми: ведь каждый из них вспоминал о своих чувствах, о некогда утраченном счастье. |
Хотя поэт и не стал профессиональным драматическим актером, судьбе было угодно распорядиться так, что его мечта сняться в кино сбылась. Кинорежиссер Салтыков увидел отснятый на телевидении клип с "Россией" и отметил актерские данные Игоря Талькова, ту искренность и неподдельную боль, которой был полон его взгляд. Его пригласили попробоваться на главную роль в фильме "Князь Серебряный". Он согласился с радостью, так как это была близкая его духу тематика… Уже во время съемок фильма "Князь Серебряный" режиссер Николай Стамбула предложил ему сняться в другом фильме, который затрагивал проблемы тогда впервые гласно проявившегося рэкета, где Игорь Тальков должен был сыграть одного из отцов мафии среднего пошиба. Поначалу он отказывался, не желая разрушать того сценического образа Талькова, что сложился в восприятии зрителей. Но потом его убедили, что мастерство актера проявляется именно в его способности играть разноплановые роли, и получилось так, что он одновременно работал над двумя диаметрально противоположными экранными образами: благородный князь и главарь мафиозной группировки. Уговорили отсняться и меня; я сыграл одного из подручных бандитов. |
Тальков не только совмещал работу на двух съемочных площадках (а снимали и в Москве, и в Алабино, и в Суздале), сюда же вклинивались съемки на телевидении, работа в студиях звукозаписи, интервью, концерты... Работал он почти двадцать четыре часа в сутки, когда спал - не знаю. После съемок где-нибудь на поле брани, где они били татар, он садился писать стихи к новой песне или аранжировал ее под гитару, которая всегда была при нем. Тальков максимально усложнил программу и сделал театрализованное представление "СУД", где он судил всех наших вождей начиная с 1917 года и до нашего времени. Зрители были потрясены всем происходящим на сцене. - Конечно, концерты не раз пытались сорвать. Отключали электроэнергию, иногда с аппаратурой вообще непонятно что случалось. Приходилось ставить охрану у центральных распределительных щитов. Бывали такие случаи, что отключали электроэнергию вообще во всем районе или распускались слухи, что он не приедет, и отменялись концерты, а мы этого не знали. В общем, шла подрывная работа, как и во все времена. |
Его концерт строился из 2-х отделений. Первое - остросоциальные песни - Игорь Тальков исполнял в форме царского офицера, воссоздавая образ великой русской армии, заплеванной и оболганной советской историей. Зрители очень часто говорили, что он создает удивительно достоверный образ офицера белой армии. Его достойная, истинно мужская манера держаться на сцене, скупые, но удивительно красивые жесты, одухотворенное лицо, интеллигентность, всегда печальные, умные глаза, к тому же прекрасные лаконичные тексты,- все это, вместе взятое, убеждало зрителя в том, что перед ними не артист в соответствующем костюме, а подлинный белый офицер, чудесным образом перенесенный из того времени в наше. Поэтому зритель абсолютно верил ему, ловил каждое его слово, был готов думать, анализировать и делать выводы вместе с ним. Тальков пробуждал у людей способность мыслить.Второе отделение - лирическое, развлекательное. Вначале концерта Тальков нагружал зрителей, а затем давал им возможность расслабиться, отдохнуть. |
Его с детства интересовало прошлое нашего государства, было прочитано много книг по истории. Наряду с трудами советских историков, в которых на белых офицеров взвалили непомерный груз преступлений против своего народа, встречались произведения великих русских писателей, где он видел совсем других офицеров, образованнейших, порядочных людей, людей чести и совести. Возникали вопросы. Что-то тут не так! Где-то неправда. И вот так, постепенно, читая и анализируя, Игорь Тальков понял, что от русского народа намеренно скрывается великое прошлое его Родины. Он почувствовал, что эту открывшуюся ему правду он должен донести до человеческих душ, разорвав оковы, связывающие самосознание, пробудить народ от спячки. Он прекрасно знал, что живое общение артиста со зрителем больше влияет на сознание человека, чем печатное слово или кинематограф. |
Игорь Тальков говорил, что песни - это кратчайший путь к сердцу и уму человека. Сцена для него была полем боя, а зритель - ратью, которая объединялась под стягом его песен. В последнее время популярность Талькова стала резко возрастать. Его концерты шли в переполненных залах и часто переходили в митинги. Он постепенно становился лидером, за которым могла пойти молодежь. Этого уже не могли стерпеть те темные силы, которым творчество Талькова уже давно стояло поперек горла, как и творчество всех наших великих русских поэтов, и Игорь Тальков был убит 6 октября 1991 года в КЗ "Юбилейный" так же подло, как все те, кто осмелился назвать русский народ Великим. |